Готовим недвижимость к холодам, пока тепло

По факту мы сейчас будем говорить о подготовке к отопительному сезону. К зиме. Как это ни странно в тридцатиградусную жару, мы не случайно заводим разговор об этом в первые дни лета. Практика показывает частую ситуацию: перед началом холодов осенью внезапно оказывается, что здание не только не готово к зиме, но и находится в таком состоянии, что на полноценную его подготовку нужен не один месяц. А времени в запасе уже не остается. Летом же проще всего провести плановые серьезные работы и не понести позже ущерб от аварий на объекте. Для начала стоит оглянуться и впомнить, как перезимовало Ваше здание в прошедшем году.

С уверенностью можно сказать, что служба эксплуатации отработала добросовестно, если:
•    Внутренние инженерные системы и оборудование зданий работали стабильно, без сбоев и аварий в течение всего холодного полугодия. Жалоб на низкую температуру, проблемы с водоснабжением и прочих дискомфортных условий у людей, населяющих здание, не было.
•    Ежедневно, а при неблагоприятных погодных условиях (усиление морозов) дважды в день, все тепловые пункты посещались обслуживающим персоналом, который проводил работы по контролю, наладке, и при необходимости регулированию прохождения теплоносителя для поддержания в системах заданных параметров с учетом температуры наружного воздуха. Данные по температуре и давлению теплоносителя в системе, на прямом (подающем) и обратном (выходном) трубопроводе, а так же перечень производимых  регулировочных работ обычно заносятся в журнал. На основе этих данных производится планирование дальнейших работ. Система простая, но очень эффективная. Мы сами применяем ее на собственных объектах.

Как планировать лето?

80% работ по подготовке к отопительному сезону должно быть проведено до сентября. Укладывайтесь.

За это время нужно: провести осмотр и ремонт коммуникаций тепло- и водоснабжения, организовать мероприятия по утеплению, в частности, ремонт чердаков, где наблюдаются наиболее значительные потери тепла зимой, закончить в здании иные серьезные ремонтные работы.

Первоочередная задача — подготовка системы теплоснабжения. Но прежде, чем с головой бросаться в ее ремонт и отладку, неплохо бы припасть к первоисточнику, сиречь к нормативным документам («Правила технической эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей», «Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей»). Лишь внимательно их изучив и выполнив описанные в документах мероприятия в определенной последовательности, можно запускать теплоснабжение здания.

«Делали, знаем, и так справимся» – это не тот подход, который можно считать нормальным. Случаев, когда у заказчиков были проблемы из-за недостаточно точного следование букве документов, предостаточно. Пример: перед началом отопительного сезона сотрудники одной компании в присутствии инспектора теплоснабжающей организации успешно подготовили тепловой пункт, проверили оборудование (манометры, термометры), осуществили проверку на прочность и плотность и, в конце концов, успешно получили акт допуска. Но в декабре, в разгар сезона, их ждал неприятный сюрприз: пришедший с проверкой инспектор выявил грубые нарушения: оборудование узла учета тепловой энергии имело просроченные сроки проверки. Так встал вопрос об отключении, либо «хороших» штрафных санкциях. Вот вам и «делали, знаем».

Делаем качественно. Пресловутый человеческий фактор

Ответственность за выполнение правил несет непосредственно руководитель организации-собственника тепловых энергоустановок. Впрочем, он может делегировать это важное дело кому-нибудь еще, например, техническому руководителю. И вот тут начинается самое интересное, собственно, работа с контингентом.

Эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей должен осуществлять подготовленный персонал. Специалисты с  образованием (обучение, сдача экзамена, запись в журнале проверки знаний, получение удостоверения, допуск к работе), соответствующее их должности, а рабочие с подготовкой в объеме требований квалификационных характеристик.

От безалаберности или неграмотности людей, обслуживающих системы, они часто сбоят либо работают в неверном режиме Пример: в процессе эксплуатации бизнес центра явно ухудшился микроклимат. Терпели год, пытались наладить, потом стали проводить отдельные превентивные меры (устанавливать дополнительные обогреватели), но ощутимого эффекта не достигли. В соответствии с п. 9.4.14 Правил технической эксплуатации тепловых установок, не реже, чем 1 раз в 2 года системы воздушного отопления и приточной вентиляции должны подвергаться испытаниям, определяющим эффективность работы установок. По результатам этих испытаний можно взвешенно принять решение по слабому звену системы и исправить ситуацию. Для работников, обслуживающих здание в данном случае, эта информация была, видимо, «из другой оперы».

Перед персоналом встают три основные задачи:
•    обеспечение исправного технического состояние теплопотребляющих установок и тепловых сетей,
•    обеспечение безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей,
•    обеспечение надежного снабжения тепловой энергией потребителей.

За первые два пункта обычно отвечает главный электрик. Однако собственник вполне может перепоручить это кому-то другому – сотруднику с соответствующими умениямии и квалификацией либо организации с соответствующей лицензией.
Неизбежны ремонтные работы на источниках теплоснабжения, теплотрассах, а также на внутридомовых системах отопления, водоснабжения, газоснабжения и регулировке запорной арматуры.

После инженерных сетей второй по важности задачей является ремонт и утепление элементов здания, обеспечивающих сохранность тепла. В зданиях 40–55% тепла теряется через стены, 15–25% — через двери, окна и крышу, 10–15% — через вентиляцию, еще столько же — через подвал. Таким образом, за счет улучшения теплоизоляции стен, полов и чердаков можно снизить потребление тепловой энергии на величину до 60%. Экономия тепла на 20–30% достигается путем установки третьего стекла или прозрачной пленки из ПВХ в межрамном пространстве окон. Уплотнение дверей и оконных стыков обеспечит сохранность еще 10–20% тепла.

На обогреваемых водостоках стоит остановится подробнее. Чтобы не бороться зимой с «сосулями» с помощью спортивной гантели, как в одном популярном в Интернете видеоролике, продумать и реализовать систему обогрева водосточных труб надо заблаговременно. Система довольно простая, не требует значительных инвестиций, но способна значительно сэкономить средства, которые в противном случае пошли бы на дополнительное обслуживание кровли и водосточных труб. Антиобледенительные системы водостоков и кровли бывают различных видов и предотвращают образование льда и скапливание снега на кромке крыш и в водосточных желобах.

После того как специальная комиссия проверит здание на предмет готовности (для этого обычно проводится пробная топка котлов, проверка систем отопления и так далее), а владелец устранит все выявленные недочеты, можно будет с большой долей вероятности заявить, что здание перезимует хорошо. Так что готовьтесь.

Опубликовано на Restate.ru