Рынок заполонили дилетанты


Рынок эксплуатации недвижимости в России появился в начале нулевых. И практически сразу стал восприниматься как излишество, порожденное «периодом шальных денег». Переломить это восприятие рынка, к сожалению, до сих пор не удается, поскольку для большинства собственников недвижимости смысл и цели ее грамотной эксплуатации не очевидны.
Кроме того, эксплуатация зданий стала рынком дилетантов. Почему? Во-первых, в России просто нет профильного высшего образования. До 2005 года специалистов по эксплуатации зданий (к слову, военных инженеров) выпускал лишь один вуз в Петербурге. Во-вторых, для того, чтобы оказывать услуги по обслуживанию объектов, не требуется ни стартового капитала, ни лицензии, ни сертификатов. Государство от регулирования отрасли устранилось. А соблазн заработать на том, для чего нет четких стандартов, крайне велик.

В последнее время к проблеме повального дилетантизма добавился демпинг. Рынок наводнили фирмы, предлагающие услуги сомнительного качества по смешным ценам. И спрос на них есть, поскольку собственники недвижимости стремятся сэкономить. Нередко вместо грамотного пересмотра подхода к тратам на безопасность сооружений они принимают «распродажные» предложения, обещающие «дешево, быстро, хорошо». Но, как известно, одно из этих слов всегда лишнее. В итоге страдает репутация всего рынка. И добросовестным фирмам требуется немало времени и сил, чтобы восстановить доверие к своей работе.

Во многих европейских странах деятельность компаний, занимающихся эксплуатацией, находится под пристальным контролем государства, а нормы и стандарты подвергаются регулярному пересмотру с учетом текущей ситуации.
На законодательном уровне собственник недвижимости ответственен за надлежащее ее обслуживание. И эти законы зачастую оказывается в буквальном смысле написаны кровью. Достаточно вспомнить трагедию двухлетней давности, которая произошла в рижском торговом центре Maxima. Там под тяжестью снега обрушилось около 80% кровли, и погибли десятки человек. Экспертиза выявила ошибки в обслуживании конструкции. Дело получило широкую огласку. После этого правительство Латвии приняло решение пересмотреть и ужесточить многие пункты в законодательстве, касающиеся строительства и эксплуатации зданий.

У нас, сожалению, ситуация иная. Власти к решительным действиям не побуждают даже громкие скандалы вроде обрушения крыши московского аквапарка или петербургского гипермаркета «О’кей» (тоже, кстати, от снега). Что было сделано на уровне закона после трагедий на дамбе в Амурской области, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и других происшествий? Ровным счетом ничего. Хотя во всех перечисленных случаях были грубейшим образом нарушены базовые принципы безопасности эксплуатации, и не только по вине персонала. Однако все, как правило, ограничивается сиюминутной реакцией по ликвидации последствий аварий, несколькими публичными уголовными процессами и наказами «больше так не делать». Видимо, нежелание брать ответственность и упование на то, что трагедии, если и случаются, то не с нами, все же сильнее здравого смысла – на всех уровнях власти.