Идеология клининга

Об особенностях отечественного клининга расскажет генеральный директор «УК СИСТЕМА» Евгений Якушин.

На данный момент клиниг – это устойчивый, сложившийся рынок. Тем не менее, на нём наметилась относительно свежая тенденция: за два года более 20 крупных клининговых компаний переквалифицировались в эксплуатационные. С одной стороны, это говорит о росте рынка услуг эксплуатации. С другой же… Только пара из двух десятков фирм своевременно инвестировала средства в соответствующих специалистов и сейчас обладают реальной технической компетенцией, чтобы заниматься ТО. Прочие ограничились перечнем дополнительных услуг на сайте. Клиниговые компании, прицепившие себе название эксплуатационных, оказались не в состоянии вовремя осознать, что неквалифицированные гастарбайтеры не могут и не умеют обслуживать инженерные сети. Обслуживать – это не «подметать». Всё сложнее. А рынок, между тем, получил обратную тягу: общий уровень квалификации в эксплуатации снизился многократно, что повлекло за собой уменьшение доверия к эксплуатационным компаниям со стороны клиентов и, как результат, снижение цен.

Тем не менее, на рынке эксплуатации недвижимости клининг занимает совершенно особую нишу. Услуга эта невероятно привлекательна, и все большее число фирм стремится ее оказывать. Так, всего за пару лет, количество клининговых компаний в Петербурге увеличилось на порядок. Это происходит потому, что растет спрос, и потому, что услуги кажутся простыми, а вложения минимальными. Но простота обманчива. За ней должны стоять профессионализм и понимание сути предлагаемых услуг. Ведь клининг — это больше, чем бизнес. Это в каком-то смысле целая идеология.

Клининг позволяет превратить обычную уборку в процесс создания чистоты. Понятие, на первый взгляд, субъективное, но лишь до тех пор, пока не будет достигнута договоренность, например, о том, сколько времени должна пролежать на полу в холле бумажка, случайно оброненная посетителем, до тех пор, пока ее не уберут. Объективная чистота — это всего лишь договоренность сторон.

Основная и главная задача клининга — это сохранение здоровья людей. К примеру, в бизнес-центре строительным объемом 20 160 кубометров (5 600 квадратных метров — 7 этажей) во взвешенном состоянии находится 1-2 кубометра твердых частиц. Из них 0,50-1 кубометра представляет серьезную опасность для здоровья человека. В виде пыли ежесуточно на поверхностях аккумулируется от 0,5 до 1 кубометра веществ. Таким образом, на долю одного посетителя приходится чайная ложка ядовитой пыли в день.

Чтобы сократить этот объем до возможного минимума, служба клининга, прежде всего, должна максимально ограничить проникновение пыли внутрь здания. Для этого потребуется проведение определенных мероприятий по удержанию пыли в периметре входных групп и регулировке и обслуживанию систем вентиляции.

Прежде, чем убрать пыль, которая находится во взвешенном состоянии, ее необходимо принудительно «приземлить» (в противном случае она осаждается на поверхности от часа до двух суток). Для этого используются различные схемы ионизации или фильтрации воздуха. После этого пыль, которая проникла в здание или образовалась внутри него, нужно собрать, причем делать это необходимо с определенной периодичностью, которая определяется, исходя из степени интенсивности образования пыли на поверхности.

И тут возникает один из самых важных аспектов клининга — использование средств механизации. После влажной уборки или уборки пылесосом, проверяя результат приборами, можно убедиться в том, что половина пыли осталась. Использование же профессионального оборудования с водяными фильтрами позволит убирать до 90% пыли.

Влажная уборка тоже не является гарантией чистоты. В помещениях и местах общего пользования интенсивность возникновения грязи не одинаковая. В одном месте нужно отжимать воду после обслуживания пяти квадратных метров, а в другом — после обслуживания двадцати. Увы, не все «клинеры» знают про это, к тому же не все из знающих соблюдают. В подавляющем большинстве договоров клининга типовой график уборки предполагает периодичность в два часа. Минимум до четверти площадей, в соответствии с замерами интенсивности загрязнения, можно убирать реже — тем самым экономя средства.

Еще одна, задача клининга — это необходимость обслуживания поверхностей материалов отделки, интерьера и мебели. Например, выбор моющих средств и салфеток для мебели должен быть обоснован. В идеале, выбраны они должны быть в соответствии с инструкцией по эксплуатации от производителя мебели. В таком случае их использование гарантирует максимальный срок службы поверхности.

Третья и последняя задача клининга — это обеспечение сервиса и комфорта. Вежливость и культурное поведение — это меньшее, что посетитель вправе требовать от сотрудников клининговой службы. Поэтому специалист по клинингу должен не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и обладать хотя бы базовыми коммуникативными навыками.

Подходы к клинингу несколько различаются, в зависимости от типа объекта. Так, главное требование к клинингу в бизнес-центре – незаметность, поэтому основная уборка должна проводиться во внерабочее время. За ограниченное время необходимо качественно выполнить большой объем работ, а это возможно при условии наличия штата опытных специалистов и использования максимального количества средств механизации. Кстати, качественный клининг в бизнес-центре еще и экономически выгоден. В том случае, если услуга клининга не включена в стоимость арендной ставки, а предоставляется отдельно, из статьи затрат она может перейти в статью доходов. Чем шире перечень услуг, тем больше возможностей выбора у клиента — и, соответственно, выше доход собственника.

Поддержание чистоты в торговом центре — задача крайне сложная. Грязные коврики на входе после снега или дождя, разлитая чашка кофе, оброненный покупателем чек, брошенная ребенком обертка от шоколада… Ключом к эффективности здесь будет менеджмент процесса клининга: плановые осмотры всех мест общего пользования и прилегающей территории, фиксация нарушений чистоты, постановка задачи перед операторами уборки, контроль сроков и качества выполнения и многое другое.

В клининге логистического комплекса особое внимание приходится уделять прилегающей территории в зимнее время, когда необходимо поддерживать нормальное функционирование подъездных путей, разгрузочных площадок и парковок. Основная задача клининга в таких экстремальных условиях — обеспечить максимальное сцепление колес автомобилей с дорожным покрытием. Эффективность такого обслуживания — это сочетание необходимой механизации с современными технологиями сдвигания снега и обработки покрытия антигололедными составами.

Собственник, нуждающийся в подрядчике-клинере, прекрасно понимает его задачи. Но кроме того важно понимать, что выбирать приходится не рабочие руки, а знания специалистов. Знания о том, как сохранить ваше здоровье и деньги посредством правильного выбора периодичности работ, оборудования и обучения персонала приемам работы и технологиям.

Материал опубликован на EstateLine.ru