Четыре кита сервиса инженерных систем

Об особенностях сервиса инженерных система расскажет генеральный директор «УК СИСТЕМА» Евгений Якушин.

Обслуживание инженерных систем — это комплекс мероприятий по плановой профилактике и устранению текущих неисправностей в работе этих систем и оборудования для обеспечения комфортных условий пребывания и безопасности людей на объекте. На сегодняшний день это одна из самых востребованных услуг на рынке эксплуатации недвижимости, причем спрос на нее продолжает стабильно расти. Объяснять это можно и выходом из кризиса, и развитием бизнеса, и чем угодно. Но на мой взгляд, связано это, в первую очередь, с острым дефицитом собственных технически компетентных специалистов по постгарантийному обслуживанию и продлению сроков службы систем.

Инженерных систем в любом помещении немало, а их состав и количество могут варьироваться, в зависимости от типа и назначения помещения (скажем, не в каждом здании есть лифты или мусоропроводы). Четыре системы — наиболее значительные, существенные и жизненно важные, а именно: электроснабжение с освещением, водоснабжение с канализацией, теплоснабжение с отоплением, и вентиляция с кондиционированием. Вот о них и поговорим чуть подробнее.

Начнем по порядку. Элементов и узлов, нуждающихся в постоянном присмотре, в системах электроснабжения и освещения немало. Это главные распределительные щиты, электропроводки, групповые щиты, всевозможные осветительные приборы, средства автоматики, электрофурнитуры, электросчетчики… Планово-профилактическое техобслуживание всего этого включает в себя список мероприятий аж из пятнадцати пунктов. Полное их перечисление здесь займет слишком много места и времени, да и, по большому счету, лишено смысла. Достаточно сказать, что большая часть мероприятий касается либо обеспечения надзора за отдельными элементами системы, их текущего ремонта и замены, либо их мелких усовершенствований.

Это еще не все. Системы электроснабжения требуют техобслуживание также и в рамках планово-предупредительных мероприятий, а это еще два десятка пунктов: от проверки изоляции и рабочих контактов до очистки оборудования от пыли и грязи и проверки наличия и состояния ограждений, плакатов, предупредительных надписей и маркировки на панелях и коммуникационных аппаратах. Цель у всего этого одна: обеспечить бесперебойность работы системы.

Далее на очереди системы водоснабжения и канализации. В них входят водомерный узел, насосная установка, водоразборная и смесительная арматура, фасонные части, сантехнические приборы и ряд других элементов и узлов. Здесь дело обстоит примерно также: планово-профилактическое техобслуживание представляет собой список мероприятий из одиннадцати пунктов. В основном они связаны с контролем расхода воды, ликвидацией утечек, засоров и прочих неисправностей трубопроводов, а также с регулярной проверкой и обслуживанием дренажных колодцев, канализационных вытяжек и прочих элементов. Список обязательных планово-предупредительных мероприятий состоит еще из тринадцати пунктов – от герметизации битумом соединений труб до проведения гидравлических испытаний (между этими двумя — ремонт, чистка и замена разнообразных узлов и элементов).

Системы теплоснабжения и отопления: ИТП и приборы коммерческого учета тепла, трубопроводы, отопительные приборы, фасонные части, системы ГВС, регулировочная и запорная арматура, насосы и устройства автоматики. Их техобслуживание включает «всего» десять операций различной степени сложности: в основе лежат круглосуточный контроль системы, замеры параметров работы оборудования и оценка теплового эффекта, а также регулирование этих самых параметров и теплового режима.

В отличие от прочих систем, которые работают круглый год, планово-предупредительное обслуживание систем отопления имеет сезонный характер. В него входит десяток мероприятий, местами здорово напоминающих те, что связаны с обслуживанием систем канализации: та же забота о трубах и соединениях, устранение засоров и проведение гидравлических испытаний.

Наконец, последние по порядку, но не по значению — системы вентиляции и кондиционирования. В них входят сплит-системы, вентиляционные установки, приточные и вытяжные установки, холодильные машины, насосные станции, воздуховоды, фенкойлы, осушители воздуха, тепловые завесы и конвекторы. Планово-профилактическое техническое обслуживание всех этих элементов включает в себя тринадцать пунктов. Причем основа все та же: регулировка и контроль за работой различных элементов системы, а также своевременное выявление и устранение незначительных неполадок и несоответствий. В число планово-предупредительных мероприятий входит всего шесть пунктов, причем все они начинаются со слова «проверка». Первые три касаются проверки фильтров, следующие три – непосредственно вентилятора.

Как услуга обслуживание инженерных систем — штука довольно гибкая. Ясно, что оптимальным вариантом является полное обслуживание, но не меньшим успехом на рынке пользуется и эксплуатация отдельных систем и различных их сочетаний.

Материал опубликован на EstateLine.ru