Маркетинг и продвижение на рынке недвижимости

Гость: Екатерина Емельянова, руководитель проекта Commercial Real Estate — Северо-Запад.


Евгений Якушин: Маркетинг и грамотное продвижение — это то, без чего вряд ли состоится успешный бизнес. В недвижимости, где речь идет о крупных денежных суммах, значение этих деловых инструментов становится особенно заметным. Как сейчас работается маркетологам и рекламистам в нашей сфере?

Екатерина Емельянова: По оценкам Хэдхантера, в кризисной ситуации на рынке коммерческой недвижимости больше всех пострадали маркетологи и рекламисты: их численность сократилась на 40-50% — то есть практически наполовину. Эти оценки, действительно, похожи на правду. Представители этих профессий составляют значительную долю моего круга общения, поэтому последние полгода я живу как в чумном городе — то и дело приходят прощальные сообщения, в которых новые места работы не называются.

Евгений Якушин: Почему так происходит? Компании сокращают этих сотрудников за ненадобностью? Мы, напротив, сейчас разворачиваем очень активную деятельность по взаимодействию со специализированными печатными изданиями, Интернет-порталами. Благо, что новостей в компании хватает — постоянно вводим новые услуги, стараемся предложить рынку то, что будет востребовано. Здесь никак без грамотного маркетинга и PR-технологий. Хотя бюджет на классическую рекламу мы, безусловно, урезали.

Екатерина Емельянова: Я считаю, что в кризис наиболее востребованными специалистами должны стать маркетологи, пиарщики, рекламисты. Это действительно банальная логика. Стало сложнее продавать. Значит надо лучше продвигать и больше думать о том, что предложить покупателю.
Вот, например, маркетологи. Год назад на рынке продавалось все, что шевелится (точнее, «не шевелится», раз уж мы говорим о недвижимости). Для объектов, которые будут построены в ближайшем будущем, интересная концепция и грамотная фокусировка — вопрос выживания. По моему мнению, тех, кто могут такую концепцию создать, работодатели должны рвать на части.
Или PR-специалисты? Тем, кто еще собирается выживать на этом рынке, нужно десять раз подумать, прежде чем увольнять пиарщика. На кризисном рынке репутационные риски значительно выше, чем на растущем. Не говоря уже о кризисе доверия к рынку недвижимости в целом. Когда строящийся объект будет заморожен, анонсированная сделка сорвется, а персонал компании сократится втрое, кто-то ведь должен будет «держать лицо» и объяснять благодарной публике, что все происходящее результат гениальных стратегических озарений руководства, а вовсе не признак близящегося банкротства. Неужели такой человек не нужен компании?
Про рекламистов и говорить нечего. Когда листинги с предложениями товаров и услуг по объему становятся похожи на «Войну и Мир», человек, способный привлечь внимание потенциального покупателя, не должен остаться без работы. Как-то это не вяжется с моим представлением о мироздании.

Евгений Якушин: Вы правы, это кажется нелогичным, но ведь это стало повсеместной практикой. Откуда «ноги растут»?

Екатерина Емельянова: Сейчас, в сложные времена, выживает сильнейший. Компаниям нужны специалисты высочайшего уровня. А такие люди — редкие птицы. Не так давно, на рынке «легких продаж», такой специалист компаниям был не так уж нужен. Можно было взять попроще и подешевле. И сразу троих. А потом еще троих, потому что работы много. При этом оценить эффективность отдела сложно — возможно, все что продано, было бы продано и без глобальных затрат на маркетинг. Как сказал Джон Ванамейкер: «Я точно знаю, что половина моих рекламных денег тратится впустую, вот только не знаю — какая». И пока у компаний были деньги, руководство предпочитало не трогать работающую схему, чтобы не сделать хуже. Отделы маркетинга раздувались за счет сотрудников, выполняющих задачи по заранее разработанной схеме, но неспособных придумать что-то новое.
В итоге ценность специалистов в области маркетинга и продвижения в глазах работодателей на рынке недвижимости оказалась занижена — у них просто не было шанса научиться отличать хороших специалистов от плохих. И вот, когда призрак нищеты встал за плечами, под сокращение попали именно маркетинг и продвижение, причем часто оптом. Без работы остались специалисты самого разного профессионального уровня — от менеджеров, годных только на то, чтобы отправлять факсы, до, действительно, ценных кадров.

Евгений Якушин: Последние, тем не менее, востребованы. Но ведь общий уровень заработных плат значительно сократился даже для производственников. Получается, что теперь люди вынуждены работать намного больше и брать на себя большую ответственность за прежние деньги.

Екатерина Емельянова: Хорошо еще если за прежние… Когда я смотрю на актуальные вакансии в области маркетинга и продвижения на рынке недвижимости, мне становится не по себе. Работодателям нужен идеальный маркетолог, пиарщик и рекламист в одном лице. Желательно, чтобы он еще умел вышивать и на машинке мог… В качестве вознаграждения предлагается сумма, на которую раньше можно было нанять младшую барышню старшей подбарышни в диспетчерскую. И что самое обидное — работодатели со своей стороны правы. На рынке сейчас огромное количество безработных специалистов в разных областях маркетинга. И среди них есть настоящие брильянты, которые самое время скупать за бесценок.

Евгений Якушин: Каково, по-вашему, будущее PR и рекламы в недвижимости?

Екатерина Емельянова: Я верю, что со временем рынок все расставит по местам.

Евгений Якушин: Да, когда сам встанет на место.

Екатерина Емельянова: Зато сейчас, в переходное время, специалисты по маркетингу имеют шанс доказать свою ценность. Новый рынок требует новых решений и схем, нестандартных идей и напряженной работы. И результаты усилий отдела маркетинга на фоне падающего рынка будут куда более заметны. Причем, не только работодателю, но и его конкурентам. Хороший специалист, который сумеет создать в компании систему маркетинга, реально помогающую продажам, на мизерной зарплате долго не задержится. Так что давайте все-таки верить в лучшее: в эффективность маркетинга, в очищающее действие кризиса, в государственную поддержку бизнеса.

Евгений Якушин: Да, верить очень хочется.