Государственное регулирование как способ повышения безопасности зданий

Эксплуатация недвижимости – это всегда дополнительная статья расходов для собственника, которую он всеми силам стремится сократить. В условиях кризиса есть великий соблазн вовсе отказаться от услуг по обслуживанию здания, особенно когда речь идет о недвижимости, которая сдается в аренду или часто меняет хозяев. Судя по господствующим в обществе настроениям и складывающейся непростой экономической ситуации для того, чтобы навести хоть какой-то порядок и не дать волю анархии, необходимо вмешательство государства.

Работа на российском рынке эксплуатации обладает своей спецификой. До двухтысячных годов его как такового и не существовало: во времена советского союза комплексное обслуживание зданий было в ведомости государственных структур, в девяностые годы было не до этого. Компании, занимающиеся услугами эксплуатации, начали появляться в России только в начале нулевых годов, причем изначально это были европейские фирмы, которые пришли вслед за своими коллегами-девелоперами и работали по тем меркам и стандартам.

Рынок эксплуатации достаточно динамично развивался и продолжает развиваться. Собственники жилой недвижимости в большинстве своем пришли к осознанию, что дом сам себя не отремонтирует, и этому во многом способствует то, что люди, как правило, неравнодушны к месту, в котором обитают, и либо сами берутся решать данную задачу путем заключения договоров с управляющей компанией, либо каким-то образом взаимодействуют с девелопером. С нежилой недвижимостью дела обстоят гораздо хуже: российские арендаторы, как правило, не горят желанием брать на себя ответственность за то, чтобы она надлежащим образом эксплуатировалась. Временщичество ли, когда не знаешь, как долго ты тут просидишь, или традиционное российское «а я что, крайний, что ли?» тому виной – неизвестно. В любом случае, проблема существует, и требует решения.

Говорят, для формирования полезной привычки человеку требуется 21 день. Сколько нужно рынку, чтобы привить ему осознание необходимости той или иной услуги в изменившихся условиях игры? И есть ли вообще на это время сейчас – вопрос риторический. Отрасль пришла к той стадии развития, когда стало понятно, что саморегулирование не работает. СРО тоже не показывает хороших результатов.

Наиболее вероятным выходом из сложившейся ситуации может стать повышение ответственности владельца подобных помещений дополнительной ответственностью в вопросе эксплуатации. В европейской практике это достигается как высоким уровнем сознательности самих граждан, так и достаточно активным вмешательством государства как регулятора. На законодательном уровне в большинстве стран собственники нежилой недвижимости должны заключать договора на техобслуживание с лицензионными управляющими компаниями. Подобный подход крайне актуален и в российских реалиях: как бы часто не менялись владельцы, и какие бы организации не сменялись в здании, в конечном итоге важно сохранить само сооружение в надлежащем состоянии.

На сегодняшний день деятельность УК никак не лицензируется, что приводит к огромному количеству дилетантов на рынке. Большое количество собственников нежилой недвижимости либо пытаются эксплуатировать помещения собственными усилиями, зачастую неграмотно, что ведет к сокращению срока службы здания, либо отказываются от эксплуатации вовсе. Приход в отрасль государства как регулятора могло бы решить целый комплекс проблем: начиная как раз с повышения уровня ответственности и заканчивая, в конечном счете, повышением качества работы управляющих компаний.

Период сверхприбылей для собственников арендного бизнеса должен закончиться. Пора платить!