Принципы антикризисной эксплуатации

Ключевые принципы антикризисной эксплуатации

В условиях перманентного кризиса российской экономики в последнюю пятилетку, когда с рынка ушли шальные нефтедоллары нулевых, подавляющее большинство девелоперских компаний начали судорожно сокращать бюджеты и экономить. С тем же энтузиазмом, с которым раньше отдавались внушительные суммы на различные инновации и дополнительные проекты, владельцы недвижимости стали урезать расходы на, на первый взгляд, неочевидные, но крайне важные вещи – долгосрочную перспективу.

К сожалению, эксплуатация объектов недвижимости попала в список таких «необязательных», по мнению многих, трат. И вместо разумного пересмотра управления и эксплуатации в качестве «антикризисного решения» большое количество собственников стали просто отказываться от такого рода услуг: то ли уповая на то, что ничего плохого с их собственностью не случиться, то ли рассчитывая, что решение проблем по факту обойдется дешевле.

Рассмотрим несколько основных способов сэкономить на эксплуатации, не подвергая себя особым рискам:

Прошло время универсальных подходов. Собственнику необходимо исходить из своих задач: разные типы недвижимости в зависимости от функционального назначения требуют разной эксплуатации, и нужно понимать, какая проблема самая актуальная в данный момент, и на что лучше всего потратить средства. И желательно все же вырабатывать стратегию совместно с профессионалами, заранее озвучив им сумму, в пределах которой стоит уложиться, чтобы предложенные решения были максимально оптимальными.

Комплексная или сетевая эксплуатация? Полные пакеты комплексного обслуживания, которые раньше себе могли позволить многие, сейчас слишком дороги. Все больше собственников переходит на так называемую «сетевую модель». Ее особенность в том, что работы выполняются в соответствии с плановым графиком по трем направлениям: профилактическое обслуживание, устранение незначительных неисправностей по заявкам или те, которые выявлены в ходе работы, и деятельность аварийной службы, которая работает в круглосуточном режиме и приезжает по вызову.

Аутсорсинг или штат? До 2008 года практически все пользовались услугами различных профильных компаний для обслуживания недвижимости, однако же в кризис многие стали отказываться от этого, сочтя, что штатные сотрудники обойдутся дешевле. Такое решение далеко не всегда оправдано: содержание в штате нескольких профильных специалистов, которые могли бы оказывать качественные услуги по основным направлениям, может обойтись дороже, чем абонентское обслуживание у управляющей компании, но по сокращенному графику. И наоборот: для небольшого объекта выгоднее будет иметь хорошо обученного сотрудника. Кстати, стоит отметить, что обучение персонала – это долгосрочные инвестиции, и зачастую «вырастить» специалиста дешевле, чем взять на работу высококвалифицированный кадр.

Пересмотр графика работы персонала. Зачастую для того, чтобы существенно снизить нагрузку на бюджет, требуется банальная оптимизация режимов работы технического персонала. В условиях стесненных средств стоит выбрать тот график, который позволяет экономить, сохраняя весь необходимый функционал: например, вместо круглосуточного режима перейти на присутствие персонала только по рабочим дням, либо по особому графику, либо по вызову. Допустим, если слабое место здания – это водные коммуникации, а проводка находится в надлежащем состоянии, логично, что в таком случае услуги сантехника лучше оставить в полном объеме, тогда как электрика можно вызывать по необходимости.

Экономьте, но не на компетенции. Неграмотное обслуживание может стоить в перспективе гораздо дороже, чем своевременные траты на эксплуатацию: предупредить всегда дешевле, чем устранять последствия локальных катастроф, и консультация технического специалиста и его плановая ревизия – это не то, чем стоит пренебрегать.

Имейте в запасе проверенную аварийную службу на случай крайней ситуации. Если совсем нет финансов на минимальную поддержку – лучше законсервируйте объект до лучших времен.