Перспективы развития услуг по эксплуатации зданий

Сегодня в России руководители компаний все чаще задумываются об оптимизации капитальных вложений в свой бизнес. Не последнее место в этом занимает поиск решений по увеличению эффективности эксплуатации инженерных коммуникаций. Что привело к определенной популярности на рынке аутсорсинга услуг по эксплуатации зданий. В западных странах это бизнес-направление хорошо развито. Но в России оно только в начале пути к прочным позициям в сфере услуг. В обязанности компаний, предоставляющих такие услуги, входит и эксплуатация объекта, и его содержание и обслуживание, и развитие. Более четкую задачу перед специалистами ставит руководство компании-заказчика.

Главное преимущество аутсорсинга — существенное сокращение расходов на эксплуатацию здания, на его обслуживание. Но, если вы планируете свое здание продать через короткий промежуток времени, необходимости в передаче обязанностей по его обслуживанию нет, — дешевле обойдется доверить эту работу собственным специалистам.

В настоящее время в России на рынке по этому направлению работают управляющие компании, отделившиеся от крупных фирм; иностранные управляющие компании, обслуживающие иностранных клиентов, и — самый малочисленный тип – независимые компании предоставляющие подобные услуги в чистом виде. Последних не так много – 2% от всех работающих в данной сфере услуг . Однако будущее отрасли именно за подобными организациями. Сегодня российский рынок услуг по обслуживанию зданий неплохо развит лишь в Санкт -Петербурге и Москве. В других крупных городах, в том числе в бизнес-столице Урала — Екатеринбурге, компаний такого профиля крайне мало.

Причин того, что в России эта важная сфера по улучшению качества работы бизнес-структур находится пока в зачаточной стадии, несколько.

  • Во-первых, у компаний, занимающихся обслуживанием зданий нет общих стандартов по их эксплуатации. А это несколько настораживает заказчика, поскольку он видит в работе фирм, обслуживающих объект без четких критериев качества и перечня услуг, лишь непрозрачность и непонятность. Собственник растерян: он не представляет – что вправе потребовать от исполнителя. Унифицирование критериев работы является первым и существенным вкладом в развитие отрасли.
  • Во-вторых, государство практически не принимает никакого участия в регулировании деятельности компаний, обслуживающих инженерные коммуникации зданий. Кстати, если бы собственников строений законодательно обязали заключать договор на их обслуживание , во многом удалось бы избежать таких ситуаций как обрушение крыш рынков и стадионов, аварийных ситуаций в аквапарках.

Также существенно затрудняет развитие отрасли отсутствие лицензирования деятельности профильных компаний, что влечет за собой увеличение недоверия к фирме со стороны заказчика. Однако, по мнению большинства экспертов, эксплуатация зданий – в скором будущем станет одной из самых востребованных и быстроразвивающейся бизнес-отраслей. Уже сейчас на Урале отмечен рост популярности аутсорсинга обслуживания зданий. Одной из причин этого стал приход в регион западных компаний, оценивших инвестиционный климат в нем как благоприятный. Одной из особенностей руководящего аппарата иностранных компаний является их желание оптимизировать распределение обязанностей между своими работниками. Поэтому в своих менеджерах они ценят только их лидерские качества и способность к общей организации выполнения того или иного проекта. Обязанности же по техническому обслуживанию руководство предпочитает передать узким специалистам.

Кроме того, в последнее десятилетие в России ускоренными темпами развивается сфера коммерческой недвижимости. Что подразумевает и ускорение развития сферы услуг по обслуживанию данных объектов. Уже сейчас крупные столичные игроки идут в регионы, открывая там свои филиалы. По некоторым прогнозам, уже в 2020 году обслуживание своих зданий доверят профессионалам 70 % собственников. А если государство начнет играть активную роль в регулировании данной сфере услуг, то этот показатель достигнет 100%.